В этой статье из серии «Как это сделать» я собираюсь рассказать о съемке натюрморта с использованием мультиэкспозиции. Как технический приём, мультиэкспозиция не является чем- то новым; время от времени он был более или менее популярен среди фотографов. В чем смысл этого спецэффекта? Все просто: в эпоху аналоговой фотографии один и тот же кадр плёнки экспонировался два и более раз. Объединение нескольких  объектов на одном кадре давало иногда интересные результаты.

6d01114d9ede665ddd14a895acc49aa7

В современной цифровой студийной съёмке такой эффект можно получить с помощью нескольких импульсов света при длительной выдержке. Почему длинная выдержка? Поскольку мы снимаем на цифровую камеру и, как правило, не имеем прямой возможности сделать несколько экспозиций на одном «кадре», мы просто создаём несколько световых импульсов, пока затвор открыт. Все, что нам нужно, это полная темнота в студии и дистанционное управление студийным освещением.

Оборудование

9c7ca2a5608bedec347ecf9b81d46c83

Генератор D4 мощностью 4800 Вт/с. является лучшим универсальным генератором в линейке Profoto. Он позволяет использовать четыре независимых асимметричных гнезда и благодаря своей мощности один D4 может облегчить работу практически любой установки.

Что еще важно для меня в этом генераторе, так это возможность управления им через ПК. Это очень удобно, особенно если фотограф имеет тенденцию снимать прямо на жесткий диск вместо флеш-карты. В этом случае вы видите не только изображение, но и световую картину в целом. Это выглядит примерно так:

bdc3e63450fe5eeb477ba67baba16525

Для дополнительного удобства я обычно использую два монитора, Macbook показывает данные с генератора, а большой – с камеры. Однако можно одновременно держать оба окна открытыми на одном мониторе или открывать их одно за другим по очереди.

Световая схема

Я кратко объясню световую схему, которая была принята, как наиболее успешная для этого конкретного натюрморта после многих испытаний и попыток.

db1cbb4e6db5cf27f3ce967b551167a6

1. Смоляной фон 1 × 1,5 м, коричневый

2. Генераторная головка с насадкой Small Spot. Эта насадка предназначена в основном для работы со стандартными M-размерными (66 мм) гобо. Для нашего натюрморта мы сделали маску вручную, вырезав ее из плотной фольги. В дополнение к этому мы подрезали желтый гелевый фильтр по размеру маски, чтобы объект имел более теплый оттенок на коричневом фоне.

0af5162ed8d274268616a9d14232564e

3. В качестве основного (рисующего) источника света используется Striplight M. Этот осветитель дает очень узкий, равномерно распределенный и в то же время мягкий блик на бутылке, а также осветляет бочку.

2e9f087fc28bf12b6c6578a61843318a

Мне нравится StripLight, потому что он позволяет добавлять в изображение очень яркие блики благодаря равномерному распределению света. Обычный SoftStrip, как правило, не имеет такой однородности, поэтому, чтобы сохранить белые пятна в центре кадра, его следует делать менее ярким.

4. Это желтый гелевый фильтр, который закрывает часть осветителя StripLight, освещающего бочку. Это помогает нам получить яркий белый свет на бутылке и мягкий теплый свет на бочке от одного источника.

5. Большой (1 х 2 м) прозрачный экран. Как таковой, он смягчает картинку с правой стороны, то есть наполняет её светом.

6. Кроме того, в качестве подсветки выступает световая головка с насадкой Френеля, которая освещает и этот экран. На мой взгляд, линза Френеля идеально подходит для подсветки, так как встроенная диафрагма позволяет получить световое пятно любого размера. Эта насадка очень удобна в использовании с мощными генераторами, поскольку даже при меньших апертурах вы можете получать достаточно мощный свет.

5c4b14604bc56708b50e233d19e2154c

7. Генератор Profoto D4 Air, управляемый через ПК с помощью программного обеспечения Profoto Studio Air.

8. Камера Hasselblad с системой tilt-shift. Камера находится в значительно более низком положении по отношению к бутылке, а система tilt-shift позволяет нам получать резкость именно в нужной нам плоскости, не закрывая диафрагму и не расширяя DOF, то есть, не делая кадр полностью резким.

Процесс съёмки

Сперва у меня родилась идея, поэтому я, хотя бы приблизительно, смог представить нужный мне результат. С технической стороны мне оставалось только поставить бочку в нужное место в моей студии и разместить на ней бутылку виски со стаканом.

Совет: для упрощения постобработки все манипуляции с бутылкой и стаканом следует выполнять в перчатках из мягкой ткани, чтобы избежать отпечатков пальцев.

Световая схема была описана выше, поэтому сейчас я собираюсь перейти к последовательности действий.

Мы помещаем немного льда в стакан и осторожно, избегая любых следов на стекле, заливаем ликер. Вы можете использовать настоящий продукт, но также подойдёт подкрашенная вода (или, лучше, водка). Красота светового рисунка на стекле зависит скорее от положения льда внутри стакана, а не от его количества. Здесь нужно не лениться и поиграть с расположением льда, может быть, даже добавить несколько дополнительных кубиков. Если вы найдете лучшее положение, вы будете удивлены тем, насколько резко изменится картина.

После всех этих манипуляций мы делаем окончательную коррекцию света и, сделав несколько пробных снимков, получаем основу для нашего натюрморта, который мы собираемся запечатлеть, используя технику мультиэкспозиции.

ca24bf9fe344938a3a3edf9fbe56aa22

С самого начала я предполагал, что мы получим что-то более или менее подобное. Выглядит совсем неплохо, но этому изображению не хватает души, если позволите, оно слишком изыскано. Необходимо создать некоторую мягкость и воздушность, сохранив резкость вверху кадра и не нарушив восприятие. Это значит, что нам нужен волшебный свет.

Я всегда вспоминаю о технике мультиэкспозиции, когда снимаю натюрморты. В чём её суть? Вкратце, мы разделяем источники света на две группы, экспонируя их поочередно на длинной выдержке. Хитрость в том, что одна группа экспонируется как есть, а при экспонировании другой я накладываю софт- фильтр на объектив. В результате мы получаем четкое и мягкое изображение в одном кадре. Причем, как правило, оба изображения очень красиво объединяются в одно.

Я разделяю свет на две группы следующим образом:

– Рисующий свет экспонируется как есть, чтобы подчеркнуть текстуру света, бочки и, конечно же, бутылки.

f12238b6294d90d4633d45122a32a033

– Задний свет и подсветка фона экспонируются с применением софт-фильтра на объективе, что придаёт приятную мягкость фону и бликам на бутылке и стекле.

dbdedecebf84248d196e568ad5892004

Затем все, что нам нужно будет сделать, это объединить две эти экспозиции с  одной длительной экспозицией. Для этого, включаются все источники света в студии и, управляя световыми головками через ПК, создаются два длительных импульса, пока затвор камеры открыт. При этом в одном случае необходимо использовать софт-фильтр на объективе.  Восьми секунд для всего этого будет вполне достаточно.

Совет: При съемке таких сцен крайне важно использовать крепкий штатив, стоящий на твердой поверхности, чтобы наложенные снимки не смещались  друг относительно друга.

Финальный результат

Все прошло, как и планировалось, и мы получили следующую красивую картину.

bdd7fa8abd69b939394eadfcd941049a

Как вариант, чтобы наполнить наш натюрморт винокуренным настроением, можно добавить немного дыма.

 12cc941de590f35d799b34f594b6137a

Совет: такие съемки могут проводиться и без мощных генераторов с дистанционным управлением. Последовательность импульсов света можно настроить вручную, используя простейшие импульсные лампы, а недостаток мощности можно устранить с помощью нескольких вспышек или более высокого значения ISO.

Желаю вам удачи в вашем собственном творческом эксперименте

Источник