2be865cf8c6c49231b94c2a149da0237

Фотограф, Ростислав Машин, по приглашению туристического офиса Республики Коми, в составе спеиальной экспедиции прошел по заповедным лесам и добрался до реликтового соснового бора, который вдохновил когда-то писателя Михаила Пришвина на создание его самой прекрасной и поэтической повести.

Корабельная чаща.Многим это словосочетание знакомо со школьной скамьи: именно так называется философская сказка Михаила Пришвина, последняя повесть знаменитого советского литератора.Но не всем известно, что прообразом Корабельной чащи послужило реальное место, реликтовый сосновый бор на границе Республики Коми и Архангельской области, который настолько впечатлил писателя, что повесть, вдохновленная посещением этого места, стала одним из самых знаменитых, ключевых произведений в творчестве Михаила Пришвина. Спустя ровно 80 лет после его экспедиции по заповедным чащам Республики Коми отправилась группа фотографов и журналистов — протестировать на практике маршрут, разработанный Агентством Коми по туризму, и попытаться понять, чем же так поразил писателя северный лес.

Общая протяженность маршрута — 385 км. Практически заброшенная гравийно-бетонная дорога заканчивается в 176 км от Усогорска своеобразным памятником человеческой цивилизации, словно декорация к фантастическому фильму в жанре постапокалипсиса. Дальше — толькопешком.

6b04fc40c4e69e596412ed650b9d2865

Пешим ходом до чащи и обратно предстоит пройти около 40 км. Быстро углубляемся в нехоженую тайгу. Солнце словно играет с нами, выглядывая из-за стволов 20-метровых елей, под ногами — болота и заросли хвоща.

fa7f9f15f2b60c3a8d450cba08a0de9e

По меркам городских прогулок 40 км — не так уж и много, но в диких дебрях Коми скорость передвижения не больше километра в час, а то и меньше, если пробираться приходится по болотистой местности. Пешеходных тропинок нет, есть карта, компас и примерное направление.

Путь преграждают ветровалы — пространства с поваленными ветром деревьями. Ощущение, будто идешь по следам героев «Корабельной чащи»: «Все, кто ходил по еловому лесу, знают — корни у елки в землю не погружаются, а плоско, как бы на блюде, лежат. От ветровала обороняются рогатые елки только тем, что одна оберегает другую. Но как ни оберегай, ветер свой путь знает и валит деревья без счету. Часто падают деревья и на тропу. Перелезать дерево трудно, мешают сучья…»

e7e45f07ec0f2206708119d7d504146f

«Невиданное зрелище открылось, когда мы достигли верха слуды(прим.: слуда — топоним, обозначающий уклон, гору): довольно редкие сосны среднего возраста стояли на скатерти белого мха, чуть разве зеленоватого<…>И вот на белом зеленая полоска: это когда-то дерево упало и долго спустя дало жизнь на белом зеленому мху»,— рассказывает писатель о походе по северному лесу в своих дневниках.

5a20f63ee016dd5e6b3d09395828769c

Ближе к цели, на исходе второго дня путешествия, белый олений мох, который не раз упоминается в записях Пришвина, встречается все чаще, еловый лес становится гуще и выше, но это радует — болота закончились, остается просто пробираться по чаще с рюкзаками и преодолевать ветровалы.

34a7b61908c35857b6db1c515ba05f26

То, что мы на верном пути, подтверждают и охотничьи пасы — знаки родовой принадлежности, которые часто вырубали на деревьях, обозначая границы охотничьих угодий. Наш проводник Александр Реомидович Морозов демонстрирует пасы, вырубленные около сотни лет назад.

163f8fc0b936c5ae61cdc125eac874ed



«Знамя другого человека на россошине означает: не ходи на мой ветер, на мою пяту, на мой топор. Такой у нас в суземе закон: другой не ходи на мой топор«,— по памяти цитирует строки Пришвина другой наш гид, известный краевед Дина Ивановна Чупрова. Еще один охотничий пас — воронья пята

da68091ddac944e76c38a466e9b50016

— многократно упоминается в «Корабельной чаще»: «Два коротких рубыша — это два пальчика вороньей пяты, третий же — пальчик и ногу в один длинный рубыш».

Если смотреть по сторонам внимательно, можно обнаружить и другие охотничьи знаки — к примеру, проржавевший капкан, приколоченный к дереву не одно десятилетие назад.

c322ea3fafd8dcd5cd79ad6a93d9ee0eae6ffb6001358c7abbff7f7433a18aaf

До чащи остались считанные километры. На подходах нас встречают охотничья изба и чуть дальше — старинный амбар: приземистая постройка из бревен, словно сошедшая со страниц сказки.

8e62cf64a76070badacda74a4772bfaf

Сколько лет этому амбару — сказать сложно; на крыше слой мха достигает толщины 15–20 см. Именно в этих местах вполне мог обитать Онисим, герой «Корабельной чащи», хранитель заповедного леса: «Так повелось в области Коми, что кто-нибудь очень пожилой, потерявший силу работать в семье, уходил на Звонкую сечу и там жил».

aaaf85ce2e26b4db294c2773eca53ced

Еловые дебри совершенно неожиданно заканчиваются, и взгляду открываются огромные сосны — по 30–40 м. Сразу же приходит понимание — вот она, знаменитая пришвинская Корабельная чаща.

6f2a454b5a0d3eeaf0b4b3b6f433afcf

«Там деревья так чисты, что нет сучков на большую высоту, а под деревьями мох белый олений, и тоже чистый и теплый: станешь на коленки — и только хрустнет, и будешь как на ковре. Тогда кажется человеку, будто его эти деревья, поднимаясь к солнцу, с собой поднимают».

bf2a96346f7c7b4eb95763f3a82661cc

40-метровые 500-летние сосны уходят в небо, а под ногами расстилаются ковры из белого мха.

09131bd3702a9f3e0cfd9ea8ff7baa6b

«Ковры» заповедного леса — это отдельная история: любуясь природными орнаментами под ногами, можно запросто забыться и заплутать меж столетних сосен.

037d603992c0d08648e7e15e033c9b94

a4e39b57b0e934c5f7ec131061c8ee83

Перемещаться по заповедному лесу приходится очень аккуратно — боишься случайно задеть гриб или зацепить кустик с ягодами.

11b6981cab0762cf511538fc9d3e45ae

229ddca008a114b0afe022fbcc48b700

Грибы и россыпи ягод здесь — буквально на каждом шагу.

de8b2c9834640351beb9b79a2caa9646

Стоит посмотреть на уходящие в небо на десятки метров сосны, и понимаешь, почему Пришвина так впечатлило это место: «Корабельная чаща вот какой силы и красоты, что каждое дерево на подбор — дерево к дереву так часто, что какому надлежит падать, упасть и нельзя: прислонитсяк другому и стоит как живое».

49a1ab721a1099489d6e246cc3043799

На прогулку по чаще, к сожалению, времени совсем немного — аккуратно ступая по полям из мха и грибов,чтобы не нарушить хрупкое равновесие этого места, выдвигаемся в обратный путь.

9d10715ba56c3d2a1dde1914f5b564ec

Настоящее впечатление от Корабельной чащи, особенно после долгого блуждания по тайге и болотам Коми, таково: это место буквально светится, здесь с головой накрывает ощущение спокойствия и гармонии.

9d22f5aa2918382dcb21ea98c5eea567

Обратная дорога — это снова два десятка километров по тайге и ветровалам под проливным дождем. Блуждая по болотам, понимаешь — Корабельная чаща, к сожалению (хотя, может, и к счастью), абсолютно не предназначена для туризма. Чтобы привлечь путешественников, необходимо проделать большую работу, нужно хотя бы какое-то подобие экотропинок и стоянок, если появятся туристы — понадобятся и смотрители, экскурсоводы. Пока же чаща остается неприступным, практически нетронутым цивилизацией сосновым оазисом среди диких лесов Коми.

Путешествие в Корабельную чащу было организовано Агентством Коми по туризму при поддержке администрации Удорского района, компании «Комиавиатранс» и организатора туристических маршрутов в районе ООО «Ожерелье Удоры».

Анкета. Об авторе

94893ee1e21dd972784036f0753ed541

Имя, фамилия, возраст: Ростислав Машин, 31 год.

Веб-сайт: foto-machine.com, nomadd.livejournal.com.

Техника: Nikon D3, Nikon D800, 105 mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor, Nikon24—70 mm f/2.8G ED AF-S Nikkor, Sigma AF 12–24 mm F/4.5—5.6 ASP HSM IF EX.

Выставки, награды, достижения: лауреат и победитель различных отечественных и международных конкурсов, в том числе IPA (International Photography Awards), IFPC (International Filter Photo Contest), «Золотая черепаха», конкурса National Geographic «Дикая природа России», «Лучшие фотографии России», «Российская неделя искусств» (Гран При-2010).

Источник вдохновения: геометрия форм живой природы.

Лучший совет: если снимаете живую природу, постарайтесь понаблюдать, изучить повадки вашей «модели». Это позволит сделать не плоский, а живой, эмоциональный кадр.

Источник