В этой статье хочу поделиться с вами новым опытом, который я приобрел, снимая концерт классической музыки. Не буду вас утруждать подробностями, как меня, концертного фотографа, специализирующегося на выступлениях рок-исполнителей, "занесло" послушать Моцарта. Точнее — больше отснять, а уж потом расширить свой кругозор и послушать. При этом я столкнулся с рядом сложностей, которые были неожиданными и отчасти непреодолимыми.

8dc199136de928ce2b76e1d31e4ce5c8

На сцене — Кирилл Бондарь и Валентина Буграк

Итак, уже традиционно для себя получив аккредитацию на концерт — я в гримерке. Тут ничего странного и неожиданного, музыканты готовятся к выступлению. Далее, опять же таки привычно для себя — вышел в зал, познакомился с площадкой, построением и инженерными коммуникациями сцены. Выбрал точку съемки. Обычно — так как большинство музыкантов правши — это слева от центра сцены (если стоять лицом к сцене), так более выгодно показать инструмент (гитару или, как в данном случае — скрипичные инструменты) и самого музыканта. Это мое личное мнение, основанное на опыте. И вот тут то я ошибся первый раз. 

Начался концерт. После небольшой увертюры на сцену вышли солисты. Я сразу понял ошибку в выборе точки съемки — в концерте классической музыки они стояли слишком близко к друг к другу, а не "скакали" по всей сцене, как на рок-концерте. Артист, играющий на скрипке, полностью перекрывал собой прекрасный "альт". Ну не беда, меняю точку — на центр сцены. Что тут такого? И вот тут меня постигла вторая неудача.

Словно получив команду, ко мне бежали работники филармонии, интенсивно привлекая к себе внимание руками. Я подошел к ним. "Передвигаться по залу нельзя! Подойдите к директору, она хочет с вами поговорить!" — услышал я их возмущения. ОК. От директора я услышал нечто подобное же, что по залу во время выступления нельзя ходить. Мои аргументы, что 10-15 снимков и я уйду из зала — не были приняты. Мне разрешили… снимать из входа в зал сзади, и не более. Это не было оговорено заранее. Хорошо, что со мной был телевик, который частично спас ситуацию. Я занял место для съемки

Сделав первый кадр для "пристрелки" и оценки правильности экспозиции — я ощутил на себе десятки возмущенных взглядов зрителей. В этой тишине с тончайшими звуками музыки "хлопок" зеркала и срабатывание затвора моей камеры прозвучали как выстрел из пистолета! "Это провал", — подумал Штирлиц." Задушив в себе остатки совести — сделал короткую серию снимков. Все. Дело сделано. Но его результаты и сам процесс меня не радовали. 

Что касается параметров съемки — тут ничего особенного. Мной были выбраны ISO 200, выдержка 1/125 с, f/2.8 или можно немного поджать.

Что же я хотел вам сказать этим повествованием? 

1. Оборудование. Никакой "зеркалки" для концерта классической музыки вам не понадобится! Широкий динамический диапазон в столь простых по свету условиях не столь важен, а вот тихий звук работы беззеркальной камеры — чрезвычайно критичен! И, да: никакой вспышки — не забывайте.

2. Изучите по видео, если такое найдете, как расположены артисты при исполнении того произведения, на котором вам предстоит работать. Классика — не рок, все статично. Это я упустил совершенно, хотя раньше изучал видео перед съемкой.

3. Сразу выберете место для съемки по центру зала. Обсудите это с организаторами выступления, пусть это будет одно место в первом ряду или, возможно, стул в проходе. Оставайтесь там, пока не посчитаете, что выполнили задачу на съемку. Там же можно остаться и дослушать концерт. Или в паузе выйти из зала — решайте сами.

4. Ну и удачи вам, друзья! До встречи на концертах и на страницах издания DPhotoWorld.net!

Фото в статье — автора, © Дмитрия Маркелова

Источник