В любой работе фотограф должен самостоятельно формировать цветовое решение. По сути, цветовое решение это не работа камеры или программы, но либо осознанный подбор цвета в кадре, либо поиск того, что предоставляет фотографу натура. Других вариантов нет. Или мы ищем то, что создано природой и людьми, с точки зрения сочетания цвета. Или создаем цветовые сочетания самостоятельно. Например, изначальный выбор цветового решения кадра можно произвести путем подбора одежды, аксессуаров, фона, макияжа и других элементов, входящих в композицию изображения. Все эти компоненты должны подчиняться продуманному (авторскому) цветовому решению.

Автор: Сергей Гаврилов

cc581ba98a9e978b058e69a7ee5bfda9

Использование предустановок камеры, насыщенности, контраста и проч. способно лишь помочь раскрыть то или иное цветовое и тональное решение. Тот же автоматический баланс белого камеры и даже предустановки баланса белого не гарантируют, что цвета получатся такими, как их задумал фотограф.

Безусловно, техника сейчас довольно совершенна, и производители предлагают набор универсальных предустановок: насыщенные тона, приглушенные и проч. Это хорошо, но только для начинающего любителя, который осваивает фотокамеру и… искренне удивляется ее возможностям. Продвинутый любитель, который посматривает в сторону профессионалов, должен уже самостоятельно выбирать цвета, причем не в камере, но в процессе постобработки (снимаем, конечно, в формате RAW). Это и есть основная творческая идея.

3afce7d4acf2ab5a16e9691fb1bab71e

При формировании цветового решения фотограф может брать те решения, которые созданы природой и людьми.

Популярный сервис Instagram. Благодаря одному нажатию, фотоизображение можно перенести в другую реальность. Именно возможность уйти от реальности (хотя бы в фотографии) и обусловила взрывной успех этого интернет-проекта. Таким образом, Instagram это явление скорее социальное, а не фотографическое.

Некоторые компании предлагают в своих фотокамерах предустановки, имитирующие цветовую тональность различных пленок. Опять происходит подмена понятий! С одной стороны, цифровые решения это не пленка, с другой, отсутствует самостоятельная работа фотографа как художника, как человека с особым видением окружающего мира.

В прошлые годы для получения особого эффекта (кросс-процесс, соляризация, изогелия, проч.) фотографам приходилось прикладывать усилия, фактически все делать своими руками. Сейчас подобных результатов можно добиться на компьютере в специальных программах. И это более правильный путь, нежели использование предустановок в камере. 

При этом следует заметить, что пленка изначально не обеспечивает реалистичное изображение, то есть в ней изначально заложена тенденциозность, которая обусловлена используемыми материалами и химическими процессами. И аналоговые фотографы не стремились избавиться от этой «неправильности». Они просто шли дальше и добивались тех эффектов, которые желали, которые наиболее полно раскрывали их творческий замысел.

Я предлагаю современным фотографам, использующим цифровые технологии, не просто забыть о цветовых предустановках в камерах. Советую хорошенько подумать о том цветовом тоне, который близок только им. Они должны представить зрителям авторский цвет. Буквально цвет своего «я». Безусловно, задача очень сложная для тех, кто всегда доверял свои цветовые эмоции автоматике.

a2652e6c932bb5faba3227f23c31e6aa

Цвет в фотографии должен быть субъективен. На фотографии — актриса Наталья Бергер.

Цветовое воспитание для фотографа это элементарная насмотренность. Нужно ходить на выставки и смотреть художественные работы известных живописцев. Сначала только смотреть, воспринимать работы целиком, впитывать в себя изображения. На следующем этапе нужно стараться понять, какие именно цвета используются, как сочетаются между собой, как автор сочетает различные цвета, какая смысловая роль отводится отдельным цветам, какую площадь в изображении занимает определенный цвет. Параллельно следует изучать окружающий мир. Научитесь видеть цвета и сочетания цветов.

В результате ваша галерейная насмотренность будет накладываться на повседневную жизнь и выльется именно в авторское цветовое видение. Конечно, это произойдет не сразу. Потребуется время. Но результат того стоит. Поверьте мне. 

О практическом использовании цветовых решений в изображении

Теперь рассмотрим конкретные съемочные приемы. Если говорить о съемке портрета, то одним из важнейших элементов является тон кожи, на который следует ориентироваться. Если тон кожи выглядит неестественным, то и общее цветовое решение будет восприниматься скорее всего как нереалистичное, неправдивое. Ведь именно тон кожи, наряду с цветом неба, зелени, снега и проч., является реперной точкой в процессе восприятия цвета изображения.

Зрители положительно воспринимают теплый тон кожи с преобладанием оранжевых тонов. Это правило работает в отношении всех людей. Теплый тон означает жизнь, здоровье. Обратите внимание, что загорелые люди воспринимаются нами более позитивно, чем бледные, хотя именно состояние здоровья у них может отличаться не в лучшую сторону.

31c777ca4ca2c952eaea6c9f01995ce8

Красная дверь, красное платье, красный цветок, красная губная помада. Красный цвет в кадре — самый активный. Вместе с зеленым он составляет основу цветовой композиции. Надо отметить, что и красный, и зеленый подобраны путем цветокоррекции таким образом, чтобы не получились сильно насыщенными. Особенно это касается зеленого цвета, он блеклый, и поэтому сочетание красного и зеленого в этом кадре не является навязчивым.

При изображении кожи фотографы нередко уходят от теплых тонов, предпочитая более холодные. Например, легкий голубовато-фарфоровый оттенок. Получается не всегда реалистичный результат. Но они сознательно идут на такие приемы, желая получить необычное изображение. Иными словами, посредством ухода от стандартных цветовых решений пытаются спровоцировать зрителя.

Также следует помнить, что любой цвет напрямую зависит от используемого освещения. Восприятие цвета может изменяться в зависимости от преобладающего спектрального состава света, его интенсивности и настроек баланса белого камеры. Именно свет первичен по отношению к цвету. Без света не бывает цвета. Часто оказывается, что один и тот же цвет в более светлых участках будет другим, нежели в темных. Это зависит как от свойств и настроек камеры, так и от характеристик аппаратной части и специфики дальнейшей постобработки.

65d344b3bc856e2f2c057e683f2fe34f

Активный красный цвет сразу обращается на себя внимание. Вокруг него выстраивается вся композиция. Красный цвет старается оттеснить модель на второй план.

Довольно давно стало популярным следующее решение. Фотограф в процессе постобработки сознательно делает тени, допустим, более теплыми, а света, наоборот, более холодными. Или же принимает какие-либо другие решения по цвету. Как правило, это реализуется не слишком заметно, без выпячивания. Тогда такое решение воспринимается более гармоничным, более естественным и напоминает т.н. пленочный цвет.

Если же применять этот прием постоянно и слишком сильно, то подобные решения могут оказаться навязчивыми и со временем будут надоедать зрителю. Впрочем, многие фотографы таким образом добиваются своего фирменного звучания цвета и узнаваемости у зрителя — только лишь по преобладающей цветовой гамме.

Теперь рассмотрим тот варианта, когда в изображении происходит взаимодействие между теплыми и холодными цветами. Большинство зрителей хорошо воспринимает открытые, яркие, насыщенные цвета, то только, когда они грамотно подобраны композиционно. Если основную площадь в кадре занимают теплые цвета, а малую — холодные, то изображение становится тяжелым для восприятия. Возникает ощущение негармонизированности.

6c5e16e4aa1ca4f935e9974b6d3e8a3d

Холодный цвет кожи на грани естественности. Однако здесь видно, что портрет сделан зимой, и общая холодная гамма вполне соответствует времени года, передавая ощущение холода. 

Многие плохо воспринимают, когда во время съемки на натуре на коже возникают зеленоватые отблески зеленой травы, листьев деревьев и проч. Чтобы избавиться от этого недостатка, фотографы используют программные средства. Однако я рекомендую удалять «зелень» сразу во время фотосъемки. Например, перекрывать эти отражения затенителями или отражателями. Или вообще не снимать в таких условиях — изменить локацию.

Другой вариант — перевести цветной портрет в черно-белое представление. Например, сделанный под кроной дерева и в окружении зеленой травы. В цвете этот сюжет может смотреться достаточно неприятно, потому что кожа с зеленоватым оттенком практически никогда не нравится зрителю.

В то же время если посмотреть на множество классических живописных работ из разных эпох, то можно заметить, что художники довольно часто создают в тенях и светах выраженный зеленоватый оттенок. Таким образом, они показывают воздействие окружающей зелени на тон кожи. В фотографии подобные цветовые решения воспринимаются зрителем намного хуже. Чаще всего они активно не нравятся.

Следует понимать, что снимать в таких условиях достаточно тяжело. Нужно перекрывать отражения от зелени с помощью затенителей или высвечивать эти участки с помощью осветителей и отражателей. Задача нетривиальная, и очень часто проще перевести такой портрет в монохром. Черно-белое изображение спасает в подобных ситуациях, только если вы готовы мириться с отсутствием цвета. 

b3c46c550835e3942cd1b0b61d878a66

Мощность импульсного осветительного прибора была настолько высокой, что вспышка перебила все отражения от травы и листьев. В тех участках, куда не попали лучи от осветительного прибора, остался зеленоватый тон.

Цвет — это прежде всего эмоция. И он активно работает на эмоциональную составляющую портрета. Рассмотрим примеры. Синий и голубой — эти цвета выражают спокойствие, а то и печальное настроение. Голубой цвет — холодность, неприступность, отстраненность. Зеленый — свежесть, природа. Теплые оттенки (красные, оранжевые, желтые) означают жизнь, энергию, темперамент. Они активно привлекают внимание. Красный цвет настолько активен, что даже «выпрыгивает» из изображения, притягивая к себе основное зрительское внимание.

В портретных работах часто используется универсальная формула, предполагающая сочетание теплых и холодных тонов. Красный цвет с зеленым, красный с синевато-голубым. Но здесь важно учитывать насыщенность тонов. Хорошо сочетается насыщенный красный с зеленым и/или голубым. Для уравновешенного результата можно взять немного (по площади) красного цвета, а остальные части изображения «залить» ненасыщенным зеленым. Кричащее соперничество цветов всегда тоже привлекает внимание.

И если в кадре (вспоминаем начало статьи) появляются теплые оттенки (оранжевые, коричневые, желтые), которые ассоциируются с тоном здоровой человеческой кожи, то они компенсируют любые холодные тона — в результате вся работа становится теплой тональности. Именно поэтому фотографы любят использовать теплые тона — кожа, фон, одежда, элементы интерьера.

f485e556078054d6ebc819b555f4745a

Очень теплое, доброе, располагающее к себе изображение. И все благодаря тому, что используются исключительно теплые тона — розовый, коричневый, шоколадный, кремовый, проч.

Фотограф, обдумывая свою будущую работу, в идеале должен определиться с цветовым решение еще до начала съемки. Иными словами, нужно понимать, какая цветовая гамма будет в кадре. Для этого при необходимости следует найти нужные костюмы и реквизит, сделать соответствующий макияж модели. Можно даже сделать выкраску, как это практикуют дизайнеры интерьера и архитекторы. То есть берете листок бумаги и наносите на нем те цвета, которые вы запланировали в кадре.

Ну, и следует помнить, что восприятие цвета будет различным для каждого человека, нации, определенной социальной и возрастной группы. Например, молодежь в большей степени готова воспринимать открытые чистые цвета, чем те, «кому за тридцать». Зрители старше 30 лет отдают предпочтение гармонизированным композициям, где доминируют теплые оттенки цветов, и нет радикально насыщенных цветов. Все эти моменты, безусловно, играют очень важную роль при изготовлении рекламных материалов. Ведь реклама продает не товар, но эмоции. А эмоции это цвет. 

Источник