В основе фотографии, и цветной, и черно-белой, лежит свет. Без света нет ни цвета, ни фотографии. В свою очередь, для формирования изображения фотографы используют свет различных видов, как-то: рисующий (основной или ключевой), заполняющий, контровой, моделирующий, фоновый. Теперь посмотрим, как свет взаимодействует с цветом.

Автор: Сергей Гаврилов

35fd53dfe2fd88a013701398cbb9cdef

 Цветные фильтры (синий и красный) попросту разделили кадр на две части. Два осветительных прибора — на каждом по фильтру. Подобный прием позволяет, например, выделить отрицательного и положительного героев вашей работы. Свет от синего и красного фильтров смешивается на белом фоне и создает фиолетово-пурпурный оттенок. 

Если посетить художественную галерею и посмотреть работы живописцев (конечно, хороших и известных), то можно обнаружить, что освещение в их картинах не является равномерно-белым. Практически всегда оно имеет цветовые оттенки, иногда они сильные, иногда едва заметные. Смысл применения фотографом цветных фильтров на осветительных приборах может заключаться как в получении необычного, яркого, вызывающего эффекта, так и гораздо более тонкого, живописного, считываемого эмоционально. Нейтральное, без цветовых оттенков освещение может быть довольно скучным, хотя в некоторых случаях необходимо имено оно.

Итак, цветной свет пришел из живописи, но первыми применили его не фотографы, а кинематографисты, как только начало активно развиваться цветное кино, а это примерно 1930-1950-е годы. Цель была все та же — создать на экране эффект, характерный для живописи. На практике это выражается в том, что на основной (рисующий) источник света крепятся цветные фильтры в разных сочетаниях.

Например, софт-бокс или другая светоформирующая насадка на приборе делится на три части, на каждую из которых накладывается (крепится) цветной фильтр, например, красный, зеленый и синий  — это аддитивный синтез цвета, либо желтый, пурпурный и голубой  — убтрактивный. Аддитивный синтез это хорошо известная модель RGB, которая используется в мониторах, телевизорах.. Итоговый цвет получается за счет смешения цветов. Формула субтрактивного метода это CMY, которая используется в полиграфии, где к трем цветам добавляется черный и получается всем известная модель CMYK. Субтрактивный синтез предполагает получение итогового цвета за счет вычитания из белого спектральных составляющих.

Таким образом, если на прибор, как было сказано выше, поместить три фильтра (красный, зеленый и синий), то в сумме (и на расстоянии) они дадут белый свет, который будет освещать центральную часть композиции. Если ведется портретная съемка, то это скорее всего будет лицо. Одновременно каждая из сторон лица может иметь свой цветной оттенок. Подобный прием нередко применяется в фотографировании моды. Тени — цветные, яркие, а свет и средние тона — нейтральные. Получается необычный психоделический эффект.

Цветные фильтры совсем не обязательно крепить к одному прибору. Можно поставить три источника света рядом, и эффект будет аналогичный. Можно использовать как импульсный свет, так и постоянный. Можно взять не три цвета, а два. Задача одна — подобрать такие фильтры, которые в сумме дадут нейтральный белый цвет. Чтобы понять, как сочетать цвета, нам нужно рассмотреть цветовой круг. Однако начнем мы с небольшого исторического обзора.

55e9fe1102ba3bc796bc3f601d566191

Цветовой круг Ньютона (илл. 1)Одним из пионеров в области исследования света был известный физик Исаак Ньютон (1642-1727), который, кроме того, что открыл закон всемирного тяготения, разложил с помощью призмы белый солнечный свет на цветные составляющие. Таким образом, стало понятно, что белый представляет собой сочетание всех видимых цветов. Описание модели цветового круга Ньютон выполнил по аналогии с семью нотами, поделив круг на семь частей.

Цветовой круг Гёте (илл. 2). Поэт, мыслитель и философ, Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) написал работу «Учение о цвете». Эмоциональная, с глубоким психологизмом, она крайне актуальна до сих пор. Гёте попробовал разобрать психологическое воздействие цвета на человека. Он разделил все цвета на положительные и отрицательные. Положительные — теплые: желтые, оранжевые. Отрицательные — холодные: синие, фиолетовые. Нейтральные — зеленые. Также Гёте выделил чистые цвета (красный, желтый, синий) и смешанные, которые располагаются между чистыми цветами.

Цветовой круг Иттена (илл. 3). Художник Иоганнес Иттен (1888-1967) разработал учебный курс знаменитой школы Bauhaus, написал книгу «Искусство цвета», где рассматривается теория сочетания цветов, и создал свой цветовой круг, состоящий из 12 частей. В воем решении он взял за основу те де три основных цвета Гёте. Впоследствии круг Иттена стал наиболее популярным среди художников и дизайнеров.

Цветовой круг Оствальда (илл. 4). Физик, химик и философ, издатель журнала «Цвет»/«Die Farbe», Вильгельм Оствальд (1853-1932) предложил непрерывный спектральный цветовой круг. Его система основана на четырех базовых цветах: желтом, ультрамариновом синем, красном и зеленом. Эти цвета делятся и образуют цветовой круг, состоящий уже из 24 цветов. В этом круге Вильгельм Оствальд выделяет гармоничные сочетания цветов: диады, триады и квадриады.

24d07aae350936186d183d1ff4c11b4d

Для анализа сочетаемости цветов мы будем рассматривать классический цветовой круг.

Основными цветами, согласно аддитивному синтезу цвета, являются: красный, зеленый и синий. Цвета, которые расположены на противоположной стороне цветового круга, выступают в роли дополнительных, или комплементарных. Например, для основного синего цвета дополнительным является желтый. И в случае сочетания этих двух цветов они дадут белый цвет по центру и цветные оттенки по краям. Эффект тот же, только мы можем использовать два фильтра вместо трех, а выбор цветов богаче. Таким образом, голубой, пурпурный и желтый цвета являются дополнительными цветами к трем основным: красный, зеленый и синий.

В таком варианте мы можем помещать один фильтр на рисующий свет, а другой на заполняющий. Например, в кинематографе на рисующий свет «накидывают соломку», фильтр с легким желтовато-зеленоватым оттенком, который добавляет лицу живописной теплоты. Соответственно, тени могу получаться холодно-голубоватые, если туда не попадает теплый свет.

Теперь рассмотрим примеры.

3f72035e88caa46f6b99a5647ea8ac3e

На большой софт-бокс, который был размещен перед моделью и чуть-чуть слева, были наклеены фильтры. В середине — желтовато-янтарный (по сути, «соломка»), по краям — голубой и пурпурный. В результате лицо посредине освещено белым светом, но края, если присмотреться, имеют голубоватый и пурпурный контуры.

6cd81c2fd05d8c3e458e57639dea1cd8

Снимок сделан в студии, хотя создана убедительная атмосфера натурной локации. Справа был расположен основной рисующий источник света с желто-оранжевым фильтром невысокой насыщенности. Свет работал через листву. Снизу слева был размещен источник света с голубоватым фильтром. Он работал на модель и на фон. Кроме того, использовалась дым-машина, благодаря которой была создана деликатная дымка в кадре. В результате смешения света был создан нейтральный цвет на лице. Оранжевый оттенок, работая на просвет сквозь волосы, подчеркнул их рыжий цвет волос. Хорошо смотрится листва, местами теплая, местами холодная. В результате получился эффект закатного освещения.

248cfa6d99abb318cebe7c44eb88ce89

Эффект ночного освещения. Основной свет работает снизу, на лицо, он нейтральный и имитирует свет от домашних ламп накаливания. Синий насыщенный свет работает как контровой. В результате была создана атмосфера лунной ночи, или позднего вечера. Подобные решения характерны для театральных постановок.

2d12cd8ea4fd4534d887ee91427d65b5

Пример т. н. «дикого» сочетания цветов. При использовании подобных решений фотограф не стремится к деликатности, а выпячивает цвет, который становится активным элементом композиции. Здесь расположено три источника освещения со следующими фильтрами: пурпурный, голубой и ненасыщенный желтый. В результате полного смещения цветов не произошло, цвета легли на лицо модели пятнами. Это очень жесткое цветовое решение, оно работает вызывающе-провокативно, создавая яркий характерный образ.

Заключение

В заключение хочу отметить, что существует множество вариантов сочетания цветов. Сложно дать конкретные рекомендации, не видя объекта съемки и контекста, как смыслового, так и визуального. В наших дальнейших материалах мы разберем различные сочетания цветов более подробно. Но в любом случае цвет и его сочетание это прежде всего эмоции,

Источник