Портрет очень популярный жанр в фотографии. Но это очень непростой жанр, в нем масса нюансов, зависящих не только от умения фотографа, но и от героев съемки. Сложно сравнивать, например, деловую и детскую фотосессию. Хотя в обоих случаях в кадр попадают люди, разным будет все: выбранный фон, стиль в одежде, позирование, взаимодействие с моделью. А если дело коснется психологии общения, тут уж в пору писать целую энциклопедию… В этой практике мы поговорим о съемке зимнего портрета в непростых условиях уличного освещения. Все портреты я снимал на беззеркальную новинку Canon EOS R. Заодно и проверим, как отработает новая камера в паре с уличными фонарями и разноцветной подсветкой на фасадах, когда падающий снег создавал явные проблемы автофокусу. В столь жесткой ситуации станет ясно все: какой у камеры истинный динамический диапазон и какая на самом деле цепкость фокуса.

 Текст и фото: Дмитрий Купрацевич

На какой объектив лучше снимать?

Чаще всего портреты рекомендуют снимать на объектив с фокусным расстоянием 85 мм (в формате полного кадра). Да, это отличная оптика для лицевого или погрудного портрета, позволяющая сохранять пропорции фигуры и перспективу в кадре. Но жизненные ситуации бывают самыми разными. Одно дело снимать человека в студии — на заранее подготовленном фоне и выставленном освещении, и совсем другое — на природе или на улице, когда естественным фоном может стать красивая излучина реки или сверкающий новогодний фасад с красным бантом. Тогда уж точно, без широкоугольного объектива не обойтись, потому что окружающий ландшафт, создающий особую атмосферу, обязательно должен попасть в кадр.

Конечно, можно носить в фоторюкзаке кучу фикс-объективов и на ходу то и дело «переобувать» камеру. Но на открытом воздухе я предпочитаю снимать портреты на светосильные зум-объективы. Вот и на сегодняшнюю зимнюю прогулку я взял два прекрасных зума — Canon EF 70-200 2.8L USM и Canon EF 24-70 2.8L USM, на которые часто и много снимаю еще пейзажи и дикую природу. Так что, моя первая рекомендация такая: смежные жанры лучше всего снимать на те объективы, которые вы хорошо знаете. И, главное, —  нужно хорошо подготовиться! 

Хороший портрет, уверен, сможет снять каждый, если все сделать правильно: точно настроить камеру, заранее продумать локацию и привлекательный фон, если прочувствовать магию уличного или солнечного света и суметь раскрепостить модель в кадре. Все это — обязательные слагаемые конечного успеха, о которых мы сейчас и поговорим.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка вечернего портрета

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 2500, 1/320

Настройки камеры

Боюсь, рецепт «кремлевской таблетки», спасающей в любой ситуации, выписать не смогу. Настройки камеры могут быть очень разными — все зависит от того, в каких условиях она оказалась и что будет снимать. В студии, где фотограф полностью контролирует освещение, вполне можно установить самые оптимальные параметры съемки, дающие на выходе максимальное качество изображения. Диафрагму смело можно прикрывать до значений f/5.6 — f/16, заодно регулируя глубину резкости, а параметры ISO опускайте до минимума — до 100-200.

Однако для ночной улицы студийные настройки вряд ли подойдут. Когда света, идущего на матрицу, не хватает, закрыть диафрагму с минимальным ISO никак не получится, потому что придется в обязательном порядке установить длительную выдержку и по этой причине снимать с рук без смаза будет крайне сложно. Оказавшись со своей моделью на фоне ночных огней, я использовал другие настройки.

Сначала камеру перевел в режим приоритета выдержки. Этот параметр выставил в два раза короче фокусного расстояния (для «полтинника», например, потребуется выдержка не длиннее 1/125). Такое соотношение  параметров позволяет сохранять резкость на фотографии. При фиксированной выдержке умная камера сама подберет оптимальное сочетание диафрагмы и ISO, чутко реагируя на переменчивость уличного света — чуть повернулся и настройки тут же изменились.

Затем я настроил камеру по-другому. Чтобы быстро изменять глубину резкости и рисовать изящное бокэ, я перевел камеру в режим приоритета диафрагмы: ее значение зафиксировано, а выдержка и ISO устанавливает сама камера. Мне оставалось лишь проследить, чтобы выдержка была не слишкой длинной, когда изображение начинает уходить в расфокус. Оптимальное значение ISO можно подбирать вручную, делая каждый раз несколько пробных дублей, но при нестабильном уличном освещении лучше перевести ISO в режим auto, который тоже нужно держать на контроле: он не должен достигать «красной черты», за которой в кадре появится сильный шум. На нескольких фотографиях я умышленно задирал ISO до 5000 — чтобы проверить предельные возможности новинки. Камера EOS R не подвела.

И, наконец, еще одна очень важная настройка: для портрета почти наверняка потребуется серийная съемка — не обязательно на максимальной частоте, но лицевые мышцы у любого человека очень подвижны, одиночными кадрами довольно трудно поймать самые выразительные эмоции на лице. Без удачной серии никак не обойтись.

И последний важный совет для начинающих: в крупных лицевых портретах фокус нужно наводить по глазам, а в ростовых — в целом по лицу .

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка вечернего портрета

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 2000, 1/125

Модель нужно зажечь…

Каждая девушка красива по-своему. Хороший фотограф не тот, кто штампует глянцевых красоток, а тот, кто умеет увидеть и воссоздать неповторимый образ человека. Высший пилотаж — портрет, как зеркало души…. Ради этой цели фотографы и берут каждый раз в руки «мольберт», только вместо красок и кисти мы ищем лучший ракурс, лучшую локацию, выигрышный фон и подходящую одежду, а еще — экспериментируем с разными позами.

Снимать «памятник» с застывшим ликом и «каменными» руками — радости мало. В кадре ваша модель должна освободиться от всего, что ей мешает жить, она должна быть раслабленной, пластичной, обаятельной. Важна каждая деталь: направление взгляда, выражение на лице, наклон головы, развивающиеся волосы, легкие руки, упругая фигурка. Правильные позы — сама по себе важная и объемная тема. Перед началом съемки очень советую не только поговорить с моделью «о жизни», устанавливая доброжелательный контакт, но и провести небольшой фитнес-сеанс: вместе с моделью за компанию разомните руки, повращайте головой, распрямите плечи, сделайте приседания — в общем, раздобудьте фитнес-картинку с упражнениями — и двигайтесь по списку. Такая разминка позволит модели по-настоящему расслабиться и войти в изящный, естественный образ. Кстати, почти все артисты перед своей киношной съемкой сидят напротив зеркала и строят сами себе натуральные гримасы…

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка вечернего портрета

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 640, 1/125

Как получить размытый фон?

Гармоничный фон в портретной фотографии имеет очень важное значение. Удачный задний план создает особую атмосферу в кадре, подчеркивая основные черты главного героя. Как правило, портретный фон стараются красиво размыть, рисуя причудливое бокэ. Это один из приемов, позволяющих выделить на фотографии главный объект съемки. Чтобы нарисовать красивое бокэ, нужно понимать несколько сугубо технических факторов, влияющих на размытие фона.

Первое. На расфокус в первую очередь влияет диафрагма. Формула простая: чем больше она открыта, тем сильнее размывается то, что находится за объектом съемки. На открытой диафрагме f/1,2 бокэ будет самым сильным и к значению f/5.6 расфокус начнет постепенно уменьшаться. Выбирая диафрагму для своего бокэ, не упускайте из вида один каверзный нюанс, который обязательно проявит себя в групповых портретах: на самой открытой диафрагме и глубина резкости будет самая минимальная — всего пару сантиметров. Может получиться так, что жених на свадебной фотографии будет бритвенно резким, а невеста окажется настолько размытой — хоть к другой уходи… Для одиночного портрета диафрагму можно открывать почти полностью, а в других ситуациях советую «пристрелять» оптимальную диафрагму на пробных дублях.  

Второе. Насколько удачным окажется рисунок бокэ, зависит еще от выбора объектива, точнее — от его фокусного расстояния. На портретную съемку я бы посоветовал выбирать оптику с фокусным расстоянием от 80 mm (для камер с полным кадром). Зависимость тут линейная: чем больше фокусное расстояние, тем сильнее размывается задний план. Но и глубина резкости у телевиков становится на открытой диафрагме все меньше и меньше.

Третье. Задний план можно размыть и без манипуляций с камерой. Для этого достаточно передвинуть модель подальше от фона. Чем дальше она отойдет, тем сильнее он размывается. Этот нехитрый прием можно использовать, когда нужно увеличить глубину резкости. Действуем в два хода: прикрываем диафрагму, а потерянный расфокус компенсируем лишним шагом в сторону камеры.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка вечернего портрета

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/3.2, ISO 2000, 1/500

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка вечернего портрета

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 6400, 1/400

 Свет, который всех удивляет

И все-таки, самое важное в фотографии — это свет. Как его фотограф выставит, таким и получится портрет. В студии и на открытом воздухе свет может быть разным: боковым, прямым, контровым, довольно часто используется сочетание разного освещения. Поскольку в этот раз портрет мы снимали в свете ночных огней, пришлось все время следить за тем, чтобы на лицо модели не падала тень. Мы выбирали такие локации, где обязательно освещалось лицо, а красивая подсветка с какой-либо стороны придавала фотографии свой особый колорит. В нашей ситуации, когда хлопья снега медленно кружились в парке, мне очень понравилась верхняя и контровая подсветка от уличных фонарей, которая превращала снежинки в сказочные блики, а девушку в кадре — в добрую фею…

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка вечернего портрета

Источник света находится сверху. Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/3.2, ISO 640, 1/125

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка вечернего портрета

Контровой источник света. Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 1250, 1/320

Несколько часов с камерой Canon EOS R мы бродили по ночной новогодней Москве. Камера ни разу не подвела, хорошие кадры получались практически сразу после первых пробных дублей. В какой-то момент я даже перешел на съемку на автопилоте, доверившись умной камере. Но больше всего меня удивил автофокус, настолько он быстрый и точный, что сразу в это и поверить трудно. Брака по резкости изображения практически не было, хотя уличные фонари и падающий снег — не самые лучшие друзья для автофокуса.

Удивил и динамический диапазон камеры. При повышенных значениях ISO — вплоть до 5000, удавалось получать вполне качественные кадры, без критического шума, который отправляет испорченный кадр в корзину. При значении ISO свыше 5000 шум, конечно, становится заметным и художественным его вряд ли можно посчитать.

После нашей портретной фотосессии, проведенной в жестких ночных условиях, для себя я сделал такой вывод: с камерой Canon EOS R можно отправиться в любое путешествие: она легкая, универсальная, прекрасно снимает при любом освещении, и при умелом обращении практически не дает никаких сбоев. Если уж она ночью умеет так снимать, то в более подходящих условиях точно уж не подведет!

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка вечернего портрета

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/3.2, ISO 5000, 1/125

Источник